Все про щетки для стиральной машины различных брендов
Подвижный узел электродвигателя – ротор (еще говорят «якорь») подключен к сети электропитание через пару щеток – брусочков черного цвета, к которым припаяны витые медные многожильные проводки с клеммами. Щетки закрепляются в коробочке – обойме, оснащенной прижимными пружинками. В двигателе брусочки прилегают к металлическому цилиндру: его поверхность состоит из продольных медных полосок (ламелей), между которыми сделаны пазы.
Щетки двигателя стиральной машины изготавливают из спрессованной графитовой или угольной крошки, возможно, с примесью мелкозернистой медной стружки. Совокупность перечисленных деталей называется коллекторно-щеточным узлом.
Щетки – расходный материал
Электрический двигатель – одно из самых долговечных устройств. Из-за того, что в моторе всего два трущихся узла – подшипники и щетки, срок его службы практически неограничен. Брендовые изготовители создают двигатели таким образом, чтобы щетки служили семь – двенадцать лет. Но по требованиям всех стандартов и технических условий щетки относятся к расходным материалам – они могут; они должны изнашиваться.
Скорость истирания зависит от нескольких факторов: кроме механического износа, связанного со скоростью вращения ротора, на длительность службы щеток влияет электрическая коррозия (связана с перегревом) и избыточное сопротивление (внешне проявляется повышенным искрением).
Конструктивно щеточный узел выполнен так, чтобы к нему было удобно подобраться; крепление максимально упрощено, – все сделано для того, чтобы операцию по замене можно было назвать элементарной. Щетки к двигателям машин Индезит, Аристон выполнены в виде неразъемного узла: угольки с пружинами заключены в пластмассовую коробочку с жестким контактом. Коробочку на корпусе можно закрепить винтом только в одном положении, поэтому ее заменить может даже новичок, впервые взявший в руки отвертку. Щетки для стиральных машин Бош – это просто брусочки: чтобы их установить, нужны навыки. Порядок замены щеток на двигателях этой модели приведен ниже.
Вскользь о многообразии
Сами коллекторные щетки продаются в магазинах; они нередко входят в ЗиП электродвигателей. При выборе деталей для разных электродвигателей необходимо знать в первую очередь их геометрические размеры – указаны на корпусе. Маркировка изделий буквенно–цифровая. Аббревиатура обозначает тип, цифры – твердость После обозначения проставляется размер (мм) в формате: **х**х**:
- На первом месте указано сечение – тангенциальный размер;
- На втором – ширина – аксиальный размер;
- На третьем – длина – радиальный размер.
Щетки для электродвигателей стиральных машин Индезит выпускаются с параметрами 5×12, 5×32 мм. Для агрегатов Бош выпускаются щетки большей длины – 5×12, 5×32 мм.
Тип – это способность детали работать в более или менее интенсивных условиях. С этой целью изделию придают определенную степень твердости. Характеристики твердости щеток разного типа приведены в ГОСТ 53617-2009. Среди щеток с марками ЭГ изделием с универсальной применяемостью считается ЭГ-14. Более мягкие – ЭГ-4 и ЭГ-71: они предназначены для работы в условиях средних температур и неравномерной нагрузки. ЭГ-74, ЭГ-8 – твердые щетки, предназначены для работы в составе мощных тяговых устройств.
Несмотря на то, что щетки разных типов могу подходить к одному и тому же двигателю, при выборе контакторов нужно придерживаться советов производителя: слишком твердая поверхность графита может повлечь повышенный износ коллектора. Устанавливать желательно мягкие щетки или универсальные.
Возможные причины поломки
О неполадках в работе щеточно-коллекторного механизма свидетельствуют факторы:
- Косвенные:
- неровная работа двигателя,
- падение мощности мотора,
- остановка двигателя.
- Прямые:
- характерный треск (звук отличается от механических шумов, связанных с износом металла),
- яркое (усилившееся) искрение.
Диагностику начинают с проверки целостности проводов и плотности электрических соединений в цеп: контакт может пропадать на участке до щеток. Если сомнений в выходе из строя щеток или коллектора не остается, обязательно нужно установить причину износа деталей. Повреждения могут быть следствием естественного старения, но часто причина скрыта. Возможны неисправности других узлов электродвигателя – износ опорных подшипников, амортизирующих колец, пластин коллектора.
Замена на модели Индезит
Замена щеток в стиральной машине Indesit начинается с ее отключения, сливания оставшейся воды, установки в удобном месте и протирки. Для доступа к двигателю необходимо снять заднюю панель, – она закреплена на шести–восьми винтах.
Приводной ремень Indesit снимается с верхнего шкива – того, который приводит в действие барабан. Алгоритм таков: ремень оттягивают так, чтобы при одновременном вращении шкива, он выходил за наружный бурт. Иногда, для того чтобы обеспечить нужное усилие, используют в качестве рычага отвертку.
Разъединяют клеммные колодки и отдельные наконечники. Выкручивают два крепежных болта. На моделях Indesit отсутствуют крепежные клипсы и другие скрытые элементы: двигатель – без креплений. Чтобы его снять, нужно высвободить его, для этого узел, покачивая, вынимают «на себя».
Перед проведением дальнейших операций мотор протирают, для более тщательной очистки можно воспользоваться пылесосом. Щетки прикручены с тыльной стороны: пластмассовые щеткодержатели Indesit расположены перпендикулярно к оси двигателя на противоположных (по отношению друг к другу сторонах). Вывинчивают метизы и высвобождают щетки вместе с держателями.
Проверяют длину выступающей части щеток и плавность их хода: угольки при нажатии на них пальцем должны свободно утапливаться в гнезда и выходить обратно. Критическая длина– 5 мм. Бывает, что износ угольков невелик, но они заклинены – зажаты в корпусе набившейся в щели пылью. В этом случае их продувают пылесосом, разрабатывают и кладут в ЗиП. На место устанавливают вновь приобретенные щетки заводского изготовления: желательно не допускать повторного заклинивания.
Устанавливают щетки и дают им притереться – запускают мотор на 20–30 секунд.
Замена на модели Бош
Щетки для стиральной машины Bosch меняются аналогично. Последовательность операций та же:
- машина обесточивают, протирают;
- выкручивают винты задней панели, открывают доступ в рабочую зону;
- разъединяют электрическую цепь двигателя – снимают разъем с колодки;
- высвобождают шкивы от приводного ремня;
- выкручивают саморезы, крепящие мотор, вынимают его;
В машине Bosch щеткодержатели составляют единое целое с корпусом двигателя: изымаются непосредственно щетки. Для этого контактную пластину утапливают в паз на опорной стенке и выводят ее переднюю часть из фиксатора, высвобождая прижимную пружину.
Новую щетку в двигатель Bosch устанавливают в обратном порядке:
- уголек прижимают к коллектору,
- аккуратно прижимают в гнезде пружину,
- зажимают соединение контактной пластиной.
Надевая клемму на наконечник, придерживают его с тыльной стороны отверткой.
Важное примечание: щетки Bosch можно установить в гнездо двумя способами. Правильным будет только один – тот при котором угол среза торцевой части будет соответствовать углу примыкания к коллектору.
Устанавливают двигатель, подключают клеммы. Не надевая ремень, включают мотор на полминуты, давая возможность притереться.
Собирают машину.
Во время пробного пуска должны отсутствовать щелчки, треск. Искрение в первые секунды может быть достаточно заметным, однако оно должно быстро исчезнуть. Если этого не произошло, нужно перепроверить правильность установки щеток.
В случае, когда работу машины после починки продолжают сопровождать непривычные явления, необходимо провести более тщательную диагностику и обязательно установить причину. Помните: главное – безопасность.
Добавить комментарий